argonov (argonov) wrote,
argonov
argonov

Новости по работе над техно-симфонией

Интенсивно пишу симфонию. Честно говоря, даже не ожидал от себя такого темпа. Парк мелодий в основном собран, драматургия в основном ясна. Одна из частей (вторая, в звучании 8 бит) почти готова по длине (осталась в основном шлифовка по аранжировке и вариациям), ещё в двух частях примерно ясен общий порядок повествования.

Музыкальная форма: части

Слесарь-сантехник шестого разряда
Пришёл к нам сегодня чинить унитаз
Пятёрки мне много, трояк - маловато
Давайте, платите четыре рубля-с

(народное творчество советских времён, водка в 1980-х стоила 3 рубля 62 копейки)

Начав писать этот пост, я хотел было сказать, что выбранный формат произведения очень удачен, накладывая разумные рамки, но заранее задавая разнообразие звучания в разных частях и конкретно указывая некоторые решения. 4 с небольшим минуты на каждую часть (128 тактов) - это размер, в котором тесновато, но совсем чуть-чуть. Это заставляет быть кратким, но без урезания существенных элементов. Однако, уже в процессе написания поста я пересмотрел позицию на этот счёт. Я действительно без проблем бы уложился в общие 17 минут, но меня заела мысль, что этого мало для полноценной симфонии. Симфонии по 17 минут в истории бывали, но, положа руку на сердце - это не крупная форма. Это цикл из 4 инструментальных треков совершенно стандартного формата, пусть и некоторые из них сделаны в сонатной форме. С другой стороны, если увеличить каждую часть до 8 с лишним минут (256 тактов), а общую длину симфонии - до 35 минут, то придётся "растекаться мыслью по древу", и каждая часть внутри себя будет тоже делиться на 2-3 логических куска. Оптимальной была бы длина 6 минут на часть, но это 192 такта - не достаточно программистское число. Поэкспериментировав со второй частью, я склоняюсь, что части всё-таки получится сделать по 8 минут без ощущения скуки и лишних повторов. Благо, что большинство мелодий имеют широкие возможности для варьирования

Теперь я более точно определился со стилями каждой части. Каждая часть будет привязана к определённым инструментовочным принципа.

  • Часть 1 - традиционные синтезаторы с непрерывной математикой (Pro53, Vanguard, Jx16, A1), никаких ромплееров

  • Часть 2 - нинтендовский 8 бит без PCM-канала, то есть 2 мелодических и 1 шумовой прямоугольники, а также 1 4-битный треугольник;

  • Часть 3 - мой пиксельный синтезатор со звуками, имитирующими 8-бит (чтобы показать различие), а также чисто его звуками (орган, хор, металлический хэт);

  • Часть 4 - ромплеер Nexus, как бы собирающий различный опыт человечества, но с футуристическим переосмыслением

Очень понравилось, кстати, работать в стиле 8-бит, следуя спецификации. Жёсткие ограничения на число каналов и громкости избавляют от чрезмерного перфекционизма, но требуют искать тонких решений. Например, треугольный канал не только всего один, но и его громкость фиксирована. А он в большинстве случаев нужен для баса, томов и (учитывая, что я отказался от PCM) басового барабана. В момент, когда на нём звучат ударные, бас должен выключаться или переходить на другой звук (например, прямоугольник со скважностью 1/8, который не может тянуть всю басовую партию, но иногда может помочь). Ввиду одинаковой фиксированной громкости треугольника, остальные звуки должны подстраиваться под него. Они имеют по 16 теоретических градаций громкости, хотя для мелодических прямоугольников получается использовать лишь 12, ибо высокие громкости им противопоказаны. При попытке украсить звучание приходится искать баланс между полифонией и эхом. Если партия на прямоугольниках стаккатовая и монофоническая, то можно использовать пару отражений эха; если легатовая монофоническая - то только одно; а если играется двойными нотами, то лучше её делать non-legato, и в небольшие оставшиеся зазоры между нотами вставлять эхо. Многие их подобных приёмов мне известны по играм, но в своё время гейм-дизайнерам потребовалось несколько лет, чтобы их выработать. Сравните звучание музыки, например в ранних Mario или Castle excellent и поздней Shadow of the Ninja (Kage). Так что моя вторая часть станет отчасти обзором (не претендующим на полноту) возможностей nes-музыки. Среди прочего, там будут и специфические элементы стиля техно, которые в 1980-х не были известны, но в принципе оказались возможными на этом синтезаторе. Например, басовый барабан в духе TR-909 (сделанный из быстро снижающегося треугольника) и жёсткий хаусовый бас по полусильным долям (сделанный из статичного треугольника и быстро симметризующегося прямоугольника со скважностью 1/8, 1/4, 1/2). Правда этот бас каждую полусильную долю занимает сразу два канала, и оставляет лишь 1 канал на мелодию, так что я буду его использовать далеко не везде

Музыкальная форма: темы

В симфонии будет примерно 8 основных мелодий. Примерно - потому что непонятно, с какой степени вариации считать мелодию самостоятельной. А вариаций будет много и всевозможных сортов: перевод в другие аккорды, перевод в другой ритм, наложение другой темы на те же аккорды, перемещение отделных нот на октаву, просто добавочные ноты. Если говорить точнее, то система мелодий будет такой.

Во-первых, четыре темы, которые я характеризую как "техничные". Не в смысле виртуозности, а в смысле стереотипного соответствия стилю техно. Это минорные темы, туго привязанные к тонике и толкущиеся вокруг неё. Их аккорды лишь изредка выходят в 6 и 7 ступени (часто с органным пунктом). Гармоническая скупость мелодий разбавлена интересным ритмом и неаккордовыми нотами (типа соль при тонике в ля). Такова, например, тема автоматизации из 2032. Эти мелодии жёстко привязаны к своим аккордам и варьировать их можно лишь меняя ритм или сами ноты.

Во-вторых, таблица из 4 мелодических шаблонов и 4 последовательностей аккордов с 16 теоретически возможными сочетаниями. По сути, здесь в роли смысловых единиц выступают именно последовательности аккордов, которые можно по-разному обыграть. Впрочем, реально из этих 16 сочетаний хороши далеко не все, и потому некоторые аккорды тяготеют к конкретным темам. Но всё равно, возможностей для вариаций - множество.

Когда-то я подумал, что чтобы произведение было цельным, каждую тему желательно с вариациями повторить столько раз, сколько существует вообще разных тем. Я хотел это соблюсти в симфонии, но это оказалось не так уж просто. Во-первых, потому что само понятие отдельной темы размыто. Во-вторых, потому что для большинства тем трудно оценить даже длительность периода. Например, некоторые темы как-бы 8-тактовой длительности для логической завершённости хочется повторить дважды, заварьировав второе проведение. Но тогда непонятно, интерпретировать ли это как повтор 8-тактовой темы, или как единую 16-тактовую тему. Если оценивать всё по максимуму, и считать полноценной логической единицей 16 тактов, то получается общая длина симфонии 2048 тактов или 35 минут - точно как я и планирую сейчас. Но если принять во внимание, что во многих случаях теме хватает и 8 тактов, то оптимальная длительность находится где-то ниже (хотя, скорее всего, всё равно больше 1024 тактов или 17 минут). В общем, не буду над этим сильно заморачиваться. Примерно соответствует

Культурная форма

Между тем, я решил, что мне тесно в жанре чисто инструментальной музыки. Я считаю, что от текста нам никуда не деться. Благо, современные средства открывают новые возможности для совмещения текста и музыки, а именно: музыка с субтитрами (синопсисом), синхронизированными с музыкой. Синопсис будет представлять собой рассказ об эволюции отношения человека и технологий в 20 и 21 веке, подробности узнаете позже. Сама по себе музыка будет инструментальной, там не будет никаких словестных вставок. Синопсис будет представлен в видео со слайдшоу из открытых источников без претензии на оригинальность, но это правильно ввиду частичной документальности повествования. Мне кажется, что это тот редкий случай, когда оригинальный контент (арты или даже экранизация) мог бы даже ослабить воздействие, заменив правду фантазией. А правда там очень важна. Это почти исповедь - всего человечества после перехода.

Прочитав единожды синопсис, слушателю будет, конечно, не обязательно каждый раз смотреть видео с субтитрами, далее музыка может слушаться как чисто инструментальная.

Авторство

Несмотря на попытку краудсорсинга мелодий, я всё-таки решил написать всё сам. Большое спасибо тем, кто высылал образцы, кое-что, может быть, могло бы подойти, но я понял, что обойдусь сам. Кое-что я взял из одной своей старой заготовки, аккордовые последовательности тоже в значительной массе заимствованы (в том числе из Русалочки), но большинство конкретных мелодий оригинальны. И ново их конкретное осмысление

Я продолжаю колебаться, выпускать это под маркой КЧ или ВАП. С одной стороны, по форме произведение подходит к ВАП - крупная (или хотя бы средняя) форма, 1 автор. С другой стороны, это может рассматриваться просто как 4-частная вещь в новом альбоме КЧ, а многочастные вещи у нас уже встречались (пусть и меньшей длительности и не претендующие на форму симфонии). Не знаю, буду думать. Увеличение длительности до 2048 секунд скорее склоняет добавляет аргументов в пользу второго варианта

UPD. Я решил, что каждая часть будет всё-таки по 6 минут (192 такта). В этом формате я чувствую себя комфортнее всего. Искусственное растягивание вещи не есть гуд. К тому же, если учесть, что сонатная форма сама по себе трёхчастна, то каждая часть внутри себя разбита на фрагменты в среднем по 64 такта, а это опять-таки удачно программистское число. Хотя я пока что не уверен, что буду везде точно соблюдать это внутреннее членение. А мораль такова: если водка стоит 3 рубля 62 копейки, то 5 рублей за неё - таки многовато
Tags: искусство:музыка, творчество:организация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments