argonov (argonov) wrote,
argonov
argonov

Логический аргумент против теории "я = память"

Теория сознания, устанавливающая знак равенства между "я" (сознанием, субъектом, личностью) и моей памятью, как и любая теория сознания, претендующая на научность (в материалистическом смысле), должна давать исследователю возможность идентифицировать определяемое явление объективными методами.

Рассмотрим вопрос, имеет ли какое-то объективное содержание понятие "моя память"?
Во вселенной существует множество различной информации. В мозгах животных, в ДНК живых существ, в митохондриальных РНК. Среди всей этой информации можно выделить "мою память". Какое определение своей памяти можно дать? Как провести границу между моей памятью и остальной информацией?

Человек, придерживающийся теории, что "я есть моё тело", скажет: моя память есть информация, содержищаяся в теле особи вида homo sapiens, назваемой Иван Петров. Данное определение может быть использовано в практической деятельности для решения вопроса, можно ли назвать ту или иную информацию моей памятью или нет.

Другой человек возразит ему и скажет:

в теле содержится много разной информации, которое мы не назваем памятью, и лучше будет определить мою память как информацию, содержащуюся в головном мозге особи вида homo sapiens, назваемой Иван Петров.

Человек, придерживающийся идеалистических взглядов, скажет: моя память есть информация, к которой имеет доступ моя душа, но в материальном мире я чётко это показать не могу

Как быть, однако, человеку, которые считает что я есть моя память? Для него остаётся три варианта

1. Сказать, что существует особая информация, которая дана ему в опыте, и которая является им самим, но дать определение которой в материальной терминологии он не может. Такая позиция очевидным образом смыкается с идеалистическими представлениями

2. Конкретно записать в битах всю информацию своей памяти и сказать: это моя память. Везде где найдёте такие биты - все мои! Такое определение, однако, схватывает статическое или прошлое состояние памяти, и не способно предсказать, как память в дальнейшем будет меняться. То есть опять таки, не даёт универсального определения для всех случаев.

3. Перечислить все возможные ситуации и определить для них мою память. Например, сказать: в данный момент времени моя память есть информация, содержащаяся в головном мозге Ивана Петрова, но если в будущем появится технология копирования, то моя память есть также память, содержащаяся в головном мозге или ином устройстве, куда скопировали память из мозга Ивана Петрова, начиная с момента копирования (даже если в дальнейшем память в мозге Ивана Петрова стала отличаться от памяти в мозге, куда её скопировали). Но включив все такие ситуации в определение, приверженец такой теории теряет возможность логически их исследовать, он не может ничего доказать с помощью теории, так как всё задано как аксиома.

Таким образом, теория "я = память" не может дать объективного определения личности иначе как через прямое перечисление всей информации либо всех возможных ситуаций, и не содержит никакого знания, являясь лишь произвольным определением, которое не может быть использовано для познания мира
Tags: наука:сознание, наука:трансгуманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments