argonov (argonov) wrote,
argonov
argonov

Анонс новой небольшой оперы (цикла, оратории?)

Кто-то уже читал мои сообщения по теме во вконтактовской группе ВАП и КЧ (https://vk.com/viktorargonovproject), кто-то не в курсе, но в любом случае пришла пора и для тех, и для других написать объединяющий анонс.

Я пишу новую вещь средней формы. Предположительно, из 4 песен, объединённых единым сюжетом. Как это назвать - вокальным циклом, ораторией или оперой - я пока не решил. Пока что буду условно называть её циклом (в том числе, чтобы проще отличать от других крупных-средних вещей).

Авторство

Принципиальное отличие новой вещи от 2032, Русалочки и Переосмысляя прогресс (ПП) состоит в том, что это совместная работа с композитором Андрем Климковским. И она будет выпущена как продукт не Виктор Аргонов Project, а Комплексных чисел (КЧ). Это не первый мой опыт сотрудничества с Андреем. В 2008 году я взял одну из его старых мелодий, дописал к ней две своих мелодии и текст - и получилась песня Последнее кольцо. А теперь я взял сразу четыре мелодии Андрея разных лет, соединил их с тремя своими, и собираю уже не песню, а целый цикл (оперу, ораторию?).

По размеру цикл будет небольшим (порядка 20 минут), но я планирую сделать его отдельным альбомом. Это спорное решение, так как из-за него две другие новые песни КЧ - Сказки добрые и Время придёт - войдут не в ближайший, а в следующий альбом. Но делать гибридный альбом в формате "цикл + отдельные песни" как-то некрасиво. В старые времена, когда людей удерживал формат носителя (и желательны были альбомы длиной порядка часа), это было бы оправданно, но не сейчас.

Форма

Я планирую, что цикл по форме будет гораздо проще моих предыдущих опер и симфонии. Он будет состоять из 4 песен, причём довольно самодостаточных и понятных в отрыве от других. Треков другого формата (инструменталок и речей) я не планирую.

Арии 1 и 4 - это арии "рассказчицы", арии 2 и 3 - арии единственной поющей героини. Всего два голоса. Нетрудно догадаться, кому я хочу их предложить, но пока по тексту не готова ни одна из арий, я с вокалистками о произведении не говорю.

В цикле будет лишь 7 мелодий: 3 моих и 4 Андрея Климковского. Если свободно обозначить мелодии буквами, то их представленность в разных ариях будет следующая: 1: АБВ, 2: ГВ, 3: ДЕ, 4: АЁЕ. Таким образом, мелодии А, В и Е это частичные лейтмотивы (они встречаются каждая в двух частях), а остальные мелодии эксклюзивны для своих частей. Арии 1 и 4 имеют общий куплет, Арии [1 и 2] и [3 и 4] - общие припевы. Арии 2 и 3 не имеют общих мелодий. Это более простая система, чем в ПП (http://argonov.ru/images/misc/sche1.jpg). Там в каждой части было 4 разных мелодии, а тут - лишь 2-3. При этом, в цикле нет глобального лейтмотива, который бы встречался в каждой части.

Тематика

Сюжет цикла очень прост. Но мыслей в нём больше, чем событий. Я не буду рассказывать сюжет, а упомяну лишь ключевые темы: криозаморозка человека, проблема целостности сознания (в том числе, в контексте криозаморозки), перестройка психики человека будущего. Отдельно подчеркну проблему целостности сознания: она меня волнует давно, но я раньше не поднимал её в музыкальном творчестве.

Стиль

В 2032 я использовал широкий набор инструментов и стилевых паттернов, и делал это без особой системы. В Русалочке инструментов и стилей было тоже много, но им уже был приписан некоторый специальный смысл.

В ПП разброс по стилям и звучанию был особенно силён: все части выполнены в радикально разных стилях и почти без общих инструментов. Но в аранжировке всех частей было и кое-что  общее: например, темп 120 и способ построения арпеджио. В новом же цикле я планирую сделать нечто противоположное: единый набор инструментов во всех частях, похожее их звучание - но разный темп и разные приёмы аранжировки. Именно различие в темпах является ключевым и тянет за собой другие различия.
Особенности работы

Новый цикл - первое моё длинное вокальное произведение, где работы ведутся в строгом порядке, который не удавалось воплотить в 2032 и Русалочке.

Фаза 1. Пишутся (или выбираются из готовых) все мелодии. Эту фазу я доделал в марте (кроме последних штрихов, которые не мешают двигаться дальше). 4 мелодии Андрея я взял в готовом виде, 2 мелодии взял из почти готового по музыке нового трека КЧ, 1 мелодию я написал на основе одного старого черновика.

Фаза 2. Из этих мелодий собирается примерная структура арий, делаются предварительные инструментальные версии треков (ориентируясь на которые, можно писать тексты). Это фазу я делал в феврале-марте.

Фаза 3. Пишется весь текст. По ходу дела решаются мелкие вопросы структуры арий (например, сколько запевов и припевов), а также глобальный вопрос: нужны ли дополнительные сцены, помимо арий. Эту фазу я по мелочи начал ещё в январе, но всерьёз занимаюсь ей с марта. Пока что текст каждой арии готов примерно наполовину, а полная готовность будет, скорее всего, осенью. Торопиться тут нельзя, иначе есть риск сделать непродуманную вещь. Когда я писал 2032 и Русалочку, многие важные идеи приходили ко мне лишь через годы после начала работы. В цикле объём меньше, но торопиться всё равно нельзя. Зато я на днях принял важное решение: обойтись без доп треков.

Фаза 4. Записывается вокал. Он монтируется и предварительно обрабатывается. Изготовляются бета-версии всех треков. Эта фаза может быть начата, когда будет уверенно готов текст хотя бы одной арии. При очень оптимистическом раскладе это будет в апреле, при реалистическом - в мае-июне. Ну а закончена - едва ли раньше зимы.

Фаза 5. Изготовляется окончательная версия цикла. Возможно, в сотрудничестве с приглашёнными звукорежиссёрами. Вероятно, только в 2017 году.

Планы по выкладыванию бета-версий

Я не собираюсь изменять своим принципам, и буду выкладывать предварительные версии по мере готовности. Скорее всего, летом-осенью выложу треки 1 и 2, а зимой - 3 и 4.
Tags: искусство:музыка, творчество:организация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments