argonov (argonov) wrote,
argonov
argonov

Об эффективной организации труда и творчества (а также первые скриншоты части 4 "Мы, XXII век").

Мои отношения с организаций труда и отдыха с детства были неоднозначны. До недавнего времени я считал себя человеком ленивым, но безделье меня тоже никогда не привлекало. Я хорошо учился в школе, но учёбу и особенно домашние задания не любил. У меня было много интеллектуальных и творческих увлечений, но редко я что-то доводил до конца. Я никогда не умел соблюдать режим дня, не любил менять занятия в строго запланированные моменты, тем более - по неожиданному требованию со стороны (например, срочно идти есть). Пожалуй, единственный вопрос, который у меня всегда был надёжно привязан ко времени - это сон. С раннего детства и до настоящего времени для меня естественно ложиться задолго до 0 и вставать в 6-7, а то и раньше.

В школе и университете я относительно терпимо относился к ежедневному посещению, но лишь потому, что этому не было альтернативы. А авралы, связанные с сессиями, возненавидел сразу, и всеми силами пытался устранить - через сдачу экзаменов по частям, автоматами или просто досрочно. Никогда не понимал людей, которые могут за сессию добросовестно подготовиться к 3-4 экзаменам, по крайней мере, в точных науках. Со временем, уже работая, я смог уйти и от ежедневного посещения.

Но когда мы говорим о полупринудительной учёбе, трудно быть нейтральным. У большинства людей при прочих равных условиях есть желание поменьше напрягаться. Куда ответственнее человеку приходится быть в личных творческих проектах, когда цель - не красный диплом, а результат, который искренне хочется показать людям. И здесь весьма показательно, как менялось моё отношение к организации музыкального творчества.

Творчество для меня - не хобби, а важное дело, которым я стараюсь приносить пользу обществу. Это не просто "приятное времяпровождение", но труд в полном смысле - в том числе, с рутиной, а то и неприятными моментами. Которые, однако, необходимы, чтобы потом быть довольным результатом. Это не то дело, которым я готов заниматься в любой момент времени. Иногда оно втягивает и даже вызывает восторг, а иногда - утомляет. Но в целом я люблю его и заинтересован в результативности. Поэтому есть проблема, как оптимально организовать свою творческо-трудовую активность.

В студенческие годы, когда я только начинал заниматься музыкой, у меня не было проблемы в мотивации. Университет отбирал много времени, и свободные периоды были слишком ценны, чтобы тратить их на третьестепенные дела. С 1996 года я почти не играл в компьютерные игры, а музыкой занимался много и увлечённо. Но с 2001 года в аспирантуре РАН (которая совпадала с работой) я добился довольно свободного посещения и неожиданно обнаружил, что хотя свободного времени стало больше - моя творческая мотивированность снизилась. Парадокс, но я стал уделять творчеству даже меньше времени, чем в университете. А когда загруженность в РАН повышалась и свободного времени опять становилось меньше - творческая мотивированность увеличивалась.

Как потом оказалось, та же проблема бывает и у других людей: некоторым высокая наёмная занятость необходима, чтобы вообще быть в тонусе. Мне повезло больше: какие-то подсознательные механизмы к середине 2000-х вытянули меня из этого тупика, и творческая мотивированность выросла - несмотря на сохранение довольно свободного посещения. Но долгое время у меня всё равно сохранялись волны творческих подъёмов и спадов, и я понимал, что способен работать больше. И получать от работы больше удовольствия, а значит - в целом повысить качество жизни (особенно если учесть, что большинство видов "отдыха" мне либо неинтересны, либо хороши лишь строго дозированно).

В 2015 году я решил, что что-то надо менять. Что стоит научиться более надёжено получать от творчества удовольствие и минимизировать иррациональное отношение к нему как к долгу. Я начал экспериментировать с самыми разными способами повышения творческо-трудовой мотивации от банального повышения потребления кофе до коммерческого делегирования неприятных мне задач третьим лицам. Результативность этих экспериментов была различной, причём не везде мои интересы совпали с интересами слушателей. Например, мне стало легче, когда я отказался от дальнейших проектов крупных опер типа Русалочки и 2032 - увы для слушателей.

Я не буду углубляться в рассказ о каждом из экспериментов, но ряд позитивных результатов я таки-получил, и в этом посте хочу уделить особое внимание методам, связанным с тайм-менеджментом. Благодаря которым я даже перестал считать себя ленивым человеком)

Я попробовал четыре основных метода организации рабочего времени.

Метод 1. Полное отсутствие ограничений и обязательств. Есть свободное время - распоряжайся им как хочешь.
Метод 2. Строгое нормирование рабочего распорядка. Например, каждый день заниматься музыкой с 8 до 12 часов.
Метод 3. Установление нормы выработки по времени. Например, каждый день отработать 4 часа, но в любое время суток и со свободными перерывами. И даже с возможностью займов времени между днями.
Метод 4. Установление нормы выработки по результату. Например, каждый день делать 24 кадра видео. Или минуту в месяц. Или всё видео за 4 месяца.

Казалось бы, творчество есть творчество, и оно не терпит ограничений. Но как я сказал выше, метод 1 показал себя не очень эффективным.

Метод 2 оказался ещё хуже, вплоть до обратного эффекта. Как будто подсознание наказывало меня за попытки загнать себя в рамки, снижая мотивацию и склоняя нарушить рамки.

Метод 4 имеет очевидные технические недостатки: на коротких горизонтах трудно оценивать степень продвижения по проекту (число кадров - это смешно), а на длинных - возможны сильные ошибки в оценке требуемого времени. Как правило - в сторону занижения. По сути, это метод дедлайнов и авралов. Если строго соблюдать нормы "готовый результат за заданное время", то очевидно склоняет либо к простоям, либо к перегрузкам и халтуре.

Зато поистине волшебным оказался метод 3. С одной стороны, он исключает возможность отлынивания. Пока ты делаешь дело, таймер включён. Отлучился - выключен. Тогда как метод 2, несмотря на кажущуюся жёсткость, даёт больше таких возможностей: кто-то позвонил по телефону, срочно захотелось поесть, пришли друзья и т д. А трудовое время идёт, ведь оно задано негибко. С другой стороны, метод 3 даёт возможность работать в комфортном темпе. Без спешки, аккуратно. С чувстом, что любое действие одинаково ценно для результата, раз на него потребовалось время.

Метод 3 оказался наиболее благоприятным для возникновения так называемого состояния потока (flow) - комфортного втягивания в дело, когда со стула не хочется вставать даже по важным делам и когда им без устали можно заниматься гораздо больше, чем при свободном графике. Нормирование по времени оказалось не только комфортным, но и эффективным в тех аспектах, о которых поначалу я даже не задумывался.

И здесь стоит привести пример с видео "Мы, XXII век". Его первую часть я сделал в январе-апреле 2017 "на одном дыхании" без временных регуляций. Просто потому, что со времён "Неизбежности" соскучился по такому виду творчества, а оно ещё и стало получаться лучше. Но работа над частями 2-3 оказалась сложнее. Я работал над ними более 8 месяцев, за первые 6 почти закончил его в творческом смысле, но технические доработки потребовали ещё 2 месяца. А могли бы больше, если бы не серия декабрьских экспериментов, позволивших радикально увеличить производительность.

В первых числах декабря я попробовал метод 4, ограничив работу над дизайном персонажей датой 10 декабря. Я интенсифицировал работу и относительно легко выполнил этот дедлайн. По результатам оказалось, что в первых числах декабря я работал над видео в среднем по 3 часа в день - хотя и думал что больше.

Для оставшихся задач я ввёл комбинацию методов 3 и 4, и тут началось неожиданное. В рамках метода 3 я установил довольно жёсткую дневную норму выработки 4 часа, а в рамках метода 4 - дедлайн 30 декабря. Реально я перевыполнил план, доделав видео 27 декабря, причём в некоторые дни вырабатывал по 8 часов (ранее немыслимый показатель). Для дополнительного увеличения трудоспособности я в те дни принимал атомоксетин - легальный ингибитор обратного захвата норадреналина. Он, несомненно, внёс свой вклад, увеличивая усидчивость и даже снижая аппетит. Но, как показал дальнейший опыт, ключевым фактором был именно тайм-менеджмент.

На днях, после двухнедельного перерыва, я вернулся к работе с видео "Мы, XXII век". На этот раз, части 4. Я не стал возобновлять атомоксетин (это не то средство, которое хочется принимать каждый день, хотя и некоторым детям назначают) или вводить новых дедлайнов, но вернулся к методу 3, вернув норму 4 часа в день. Либо метод 3 реально так волшебен, либо у меня теперь таймер ассоциируется с повышенной трудоспособностью, но трудоспособность вновь возросла почти до декабрьских высот. Правда, сейчас я стараюсь не перерабатывать - большой спешки нет. 4 часа в день - это тоже очень много по старым меркам.

Я заметил, что метод 3 повышает не только общую трудоспособность, но и внимание к нетворческим, техническим аспектам работы. Если раньше "в отсутствие вдохновения" я часто приостанавливал работу, то сейчас в невыработанное время просто перехожу к техническому допиливанию сцен. Если бы я использовал метод 3 раньше, то в ноябре-декабре у меня бы не было перекоса, когда почти всё творческое готово, а технических недоработок - куча.

В общем, всем, кто работает дома и страдает от недостатка мотивации - советую попробовать бесплатный и простой метод: установите разумную для вас норму суточной выработки по времени со свободными границами и перерывами. Возможно, это резко поднимет эффективность и комфортность работы.

Tags: искусство:музыка, наука:гедонизм, творчество:организация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments