argonov (argonov) wrote,
argonov
argonov

Музыка и философия в моём творчестве

К этому всё шло, и вот оно случилось. Моё философское и музыкальное творчество близки к полному слиянию.


Содержание

1. Два подхода к музыкальным текстам
2. Моя философская публицистика и её сложности
3. Может ли музыка быть успешным носителем академических результатов?
4. Что планируется


1. Два подхода к музыкальным текстам

Группа Complex Numbers образовалась в 1996 году и поначалу ориентировалась больше на инструментальную музыку, чем на песни. Части членов группы было неинтересно писать что-то с вокалом, кто-то вынашивал песенные идеи для другого звучания и аранжировок (менее электронных), а я считал, что  песню стоит писать, только если есть по-настоящему интересная идея для неё.

Наши первые песни и большая часть творчества 2000-х были на НФ тематику. Регулярно поднимались философские и научные вопросы, но как дополнение к художественному вымыслу, даже со сказочными элементами. Песни "Над землёю алеет закат" и "Последнее кольцо", оперы "2032" и "Русалочка" - примеры таких вещей.

Параллельно я вынашивал и более радикальную идею - музыкальных произведений, где научно-философская проблематика стоит на первом месте, а сюжет либо отсутствует, либо присутствует для избежания сухости и для структурирования во времени. Из раннего творчества это ярко воплотилось в песне "Неизбежность", которая и по сей день имеет наивысшую известную статистику прослушиваний: более 100 000 просмотров на Youtube.

С 2013 года я в основном переключился именно на такое направление. Симфония "Переосмысляя прогресс", песня "Время придёт", опера "Мы, XXII век" - это вещи, где на первом месте стоит философия.

2. Моя философская публицистика и её сложности

Одновременно с музыкой до 2014 года я активно занимался и собственно философскими исследованиями разной степени академичности, по которым писал статьи и заметки. В основном на тему "трудных проблем" сознания, трансгуманистической футурологии и утилитаристической этики. Некоторые наиболее серьёзные результаты опубликованы в академических журналах "Вопросы философии", "Journal of Mind and Behavior" и "Journal of Evolution & Technology". Остальное я публиковал в этом ЖЖ.

Затем я сильно сбавил активность по философским текстам, особенно - для академических журналов. На то было несколько причин, среди которых - пересмотр своих мотиваций и понимание, что КПД слишком мал, и должен быть повышен.

Философия никогда не была для меня официальной работой, поэтому размножение публикаций не было обязанностью. Мне хотелось познакомить человечество со своими результатами, ряд из которых я искренне считаю важными. При этом, хотелось поднять свою репутацию в философском сообществе, для чего журнальные публикации действительно важны. Они же, в отличие от ЖЖшных, доступны международной аудитории.

Но критически взглянув на ситуацию, я отметил следующее. У меня уже есть несколько публикаций в разных журналах. Этого достаточно, чтобы в некоторых ситуациях поднять свой авторитет, а карьерная ценность неясна. Во Владивостоке нет института философии, равно как и проф сообщества, которому это интересно, а переезжать я не хочу. Нужно ли делать новые?

Работа над журнальными публикациями, особенно англоязычными в этой области - крайне неблагодарная деятельность. Долго пишется, сомнительно переводится, мало в какие журналы годится, отвергается рядом редакций, принимается другими редакциями, но долго редактируется с моим участием. А затем статья выходит, но есть большое сомнение, что её читает сколь либо значительное число людей. И это касается не только моих статей по философии, но и подавляющего большинства научных работ в мире - даже в весьма цитируемых журналах. Кроме таких как Science, Nature.

Парадокс, но в современном мире даже очень уважаемые научные журналы - далеко не самый эффективный способ распространения научных результатов, по крайней мере теоретических и оформленных в виде длинных статей. Тот же пост в ЖЖ, особенно с репостом в релевантные сообщества, вполне могут прочесть сотни людей. Множество англоязычных площадок, вероятно, имеют ещё больший эффект. Но мало что сравнится... с музыкой.

3. Может ли музыка быть успешным носителем академических результатов?

По своей известности я далёк и от топ-музыкантов, и от топ-учёных. Но клип "Неизбежность" посмотрели десятки тысяч людей, и десятки, если не сотни, ссылались и репостили на разных площадках. Даже в одном Луркморе без моей помощи он был на трёх страницах. А хорошие научные журналы имеют индексы цитируемости от 2-5, редко выше. То есть средняя статья, которую приняли в престижный журнал цитируется лишь несколькими людьми.

Помимо идеи произведений, где философская часть важнее сюжетной, у меня давно мелькала сходная идея: произведений, где есть не только популяризация существующих знаний (песня Неизбежность, хотя и не клип, там больше) или поэтические фантазии на тему (Переосмысляя прогресс), но и утверждения, которые я с радостью бы опубликовал в академической печати.

Интересно, что впервые я её реализовал не в специализированно-философской вещи, а в художественной - в "2032". Это сцена "Узел", где Милиневский путём обычного разговора узнаёт, что АСГУ не имеет сознания в обычном понимании слова. Иными словами, что возможен нетьюринговский тест, выявляющий сознание робота не через проверку его разумности, а через прямую дискуссию о проблеме сознания. Именно об этом тесте я рассказывал в 2011 в Швеции, и именно он в 2014 году был, среди прочего, опубликован в этой журнальной статье.

Аналогично, в "Русалочке" в сцене "Зонд" я коснулся темы искусственного программирования потребностей из этой и этой статей.

Ещё с 2013 года я вынашивал идею статьи о проблеме единства сознания, где перечислялись бы несколько её возможных решений с разными недостатками. Среди прочего я хотел показать, что догма "1 человек - 1 сознание" выполнима либо с привлечением нематериальных сущностей, либо через новые радикальные открытия в физике, к которым физических препосылок не видно. Зато в качестве примера философски и физически стройной, но очень контрынтуитивной, гипотезы предлагался Открытый индивидуализм.

Статью я так и не написал, зато в 2016 году рассказал её содержание на семинаре в Москве:

Забавно, что я тогда и не знал термина "Открытый индивидуализм", называя это гипотезой "Вселенского сознания". Потом термин таки узнал, и посвятил этой гипотезе - не только с декларацией, но и с довольно развёрнутой аргументацией - четвёртую часть "Мы, XXII век", см видео с 17:05,

Результат - уже около 20000 просмотров (считая бета-версию), многие люди узнали об идее ОИ именно отсюда, и ведут её довольно глубокие обсуждения.

4. Что планируется

Сейчас я пишу новые вещи для нового альбома Complex Numbers, куда среди прочего войдут "Время придёт" и "Сказки добрые". Одна песня почти готова по музыке и тексту, а ещё в одной готовы основные мелодии и аранжировки, но текст неоднократно переделывался в силу множественности возможных веток, которые хочется описать, но которые раздуют песню и могут сделать её эклектичной. К обеим песням даже есть записанные вокальные дубли от Ariel и Len, но с длинной песней остаются неопределённости. Хотя фактически ядро текста готово, от нюансов зависит даже основная идея песни. Я колеблюсь между относительно краткой версией с единой главной идеей - и 2-3 частной формой с 1-3 основными идеями.

А сегодня мне пришла в голову особенно радикальная идея: сначала написать философскую статью с данными идеями, и уже на её основе решить, какой делать песню. Думаю, статья не будет особенно большой и появится тут уже на днях.

Tags: наука:сознание, наука:трансгуманизм, творчество:организация
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments