argonov (argonov) wrote,
argonov
argonov

Category:

Mahou shoujo Madoka majica: рецензия

Это пятничный пост. Я решил посвятить ему анимэ-сериалу Mahou shoujo Madoka majica, который недавно посмотрел. Осторожно, текст содержит спойлеры (хотя и без пересказа сюжета и концовки).  Не уверен, что этот текст вызовет столь бурные дискуссии, сколь вызывали философские посты, но по его поводу также будет обсуждение в чате. Оно будет именно сегодня. Идея с переносом чата на субботу была глупа, так как у нас в стране до сих люди в выходные занимаются чёрт знает чем, а в рабочие общаются в интернете. Дискуссия будет с 14 до 17 мск в чате transhumanism@muc.lext.cf.gs (клиент для jabber скачиваем http://psi-im.org). В клиенте для входа в чат надо выбрать сервер muc.lext.cf.gs и комнату transhumanism

Когда я узнал о массовой фагготрии по Мадоке, я сначала не знал, что представляет собой это анимэ. Я видел лишь множественные рисунки со странным минималистичным существом, которое меня даже раздражало: неужели не надоело рисовать эти одинаковые рты и пытаться выдавать полученную внешность за что-то новое? Чуть позже я узнал об этой вещи много спойлеров (благо, без концовки), и был, скорее, развеселён, чем заинтересован. Конечно, всегда похвально просвещать детей в космологии, но уж больно глупая идея про эмоциональную энергию маленьких девочек. До чего только не додумаются авторы махо сёдзё! Тем не менее, я посмотрел это... 


Это анимэ можно назвать интеллектуальным шедевром без всяких оговорок. Оно интеллектуально даже не потому, что там надо заморачиваться над тайными смыслами (мне кажется, там их меньше, чем считают некоторые зрители), а потому что в нём прямым и почти прямым текстом высказываются мысли, которые трудно найти не то что в массовой, но и даже в "элитарной" культуре. Скажем прямо - похоже, что автора, как и меня, уже достало засилье в культуре гуманитарных соплей. И он сказал: "я сделаю, как надо". 

В "Мадоке" за ширмой розового моэ скрывается жёсткая интеллектуальность, порой уровня Лема и прочей твёрдой научной фантастики. Это именно то, за что я так люблю анимэ - не напыщенная серьёзность, боящаяся попсы, а наоборот - открытая попса, скрывающая интеллектуальную начинку. В своём старом посте  я называл такой приём антипародией на поп-культуру, в данном случае - на стиль махо-сёдзё. Также в интернете применительно к "Мадоке" я встречал термин "деконструкция" жанра махо-сёдзё.  Немалое достижение авторов состоит в том, что они умудрились сделать эту деконструкцию так, что поклонникам махо-сёдзё фильм всё равно искренне понравился. Как я понимаю, его с удовольствием смотрят маленькие девочки, совершенно не догадываясь, какова реальная цель использования этих стереотипов. Как деконструкция, Мадока напоминает Евангелион, но есть одно важное отличие. В Евангелионе прекрасно почти всё - чувственность, психологизм, образы персонажей, сама идея деконструкции жанра меха - но есть одно "но". Там нет настоящей интеллектуальности. Есть показная заумь псевдорелигиозного толка. Мадока же - это настоящий гимн интеллектуальному технократизму и в эстетике, и в этике


В отличие от многих других аниме, промышленные пейзажи Мадоки выглядят не как необходимый реалистический фон, а как намеренное воспевание. Нечто подобное можно также встретить в полнометражке "Утэны". Ветровые электростанции, линии электропередач, заводы, цеха, небоскрёбы выглядят словно сошедшими с кисти какого-то восхищённого соцреалиста нашего времени. Термодинамические вопросы, включённые в сюжет, хотя и не претендуют на правдоподобность, но тоже как будто бросают вызов остальной культуре: "вы избегаете таких тем, а мы - нет". Однако, главная сила повествования, на мой взгляд,  заключается не в пейзажах и не в вольном толковании космологических проблем, а  в этических вопросах. 


Большинство ценных этических мыслей вложены в уста того самого няшного минималистического персонажа - Инкубатора (QB). Мудрость этого героя такова, что по-настоящему осмыслить её получается не сразу и не всем. Первое впечатление, которое, он призван создать - впечатление злодея. Однако, уже вторая мысль, которая законмерно возникает у сколь либо мыслящего потребителя - "кое в чём он прав". Даже в официальном интервью автор сам говорит, что было бы неправильно называть Кьюбея злоумышленником - у него просто непривычная нам этическая система.  И, к сожалению, далеко у всех зрителей получается сделать третий шаг и понять, что на 
самом деле Инкубатор прав не "кое в чём", а можно сказать, что и во всём. Он не только безупречно прав, но даже безупречно морален. Уже само осознание этого факта способно внушить экзистенциальный страх. Тот из зрителей, кто этого не понял, был кое-чего лишён при просмотре. Именно благодаря радикальной непохожести "великого злодея" на лубочные образы чудищ, ужас приобретает вселенский масштаб. Этот котик даже кажется воплощением доброты, он никогда не прибегает к прямой лжи, не говоря уже о принуждении. Его суждения логичны и верны. Но своё страшное дело он делает с неотвратимостью безликой силы природы. 

QB - утилитарист и искренне заботится о всеобщем благе. Но точно также, как и абсолютный альтруист из моего поста о совместимости альтруизма и гедонизма, он в жертву всеобщему благу, не моргнув глазом, приносит интересы конкретных людей. Он не может иначе. Он не может сохранить жизнь одного человека, если её можно отдать ради спасения миллионов. Он проводит аналогию с отношением людей к домашним животным. Люди, столь озабоченные вопросами морали, легко отказываются от неё, когда им хочется есть мясо. Но даже при этом, результат получается в целом позитивным: люди даруют большинству сельскохозяйственных животных гораздо более счастливую жизнь, чем ждала бы их в дикой природе. Точно также, цивилизация приносит людям в среднем гораздо больше блага, чем зла. Именно потому, довольно странно так сильно заморачиваться об отдельных 
потерях. "Человеческая жизнь - это не такая уж большая плата за чудо. Обычно чудо стоит гораздо дороже" - говорит Инкубатор. Волков, Пацаев и Добровольский в 1970 году, Комаров и пилоты злополучного Аполлона в 1969-м, Неделин и все присутствовавшие при неудачном старте ракеты в 1960-м - сотни жизней, отданные ради того, чтобы стало возможным лишь одно из чудес цивилизации. Но число людей, жизни которых были спасены благодаря этому чуду (сделавшему возможным ядерный паритет и предотвратившему новые большие войны во второй половине XX века), трудно оценить. Для Инкубатора нет вопроса, стала ли жизнь людей лучше благодаря цивилизации. Он не хочет даже обсуждать анархо-примитивистские бредни. Безусловно стала. И как он считает - с его помощью. Нигде в массовом искусстве до этого я не встречал столь бескомпромиссного признания этического превосходства современной цивилизации над прошлым, и нигде не встречал столь бескомпромиссной критики вегетарианства с позиции интересов самих животных. 

Закономерно вписывается в общий сюжет и идея, что
ведьма - это всего лишь переродившаяся волшебница. Чёрное и белое - выдумка романтиков. На самом деле, у всех существ есть личные интересы, и то или иное соотношение эгоизма и альтруизма (хотя, как я писал в упомянутом посте, теоретически можно представить и антиальтруизм, то есть реальное картинное садистское зло, но в "Мадоке" ни о чём подобном речь не идёт). Есть энергетическая проблема, и перед ней равны и добрые, и злые (эта проблема действительно есть, я посвящал ей песню и клип). Волшебница и ведьма - это палач и жертва, которые в истории легко меняются местами. Закономерное превращение палача в грядующую жертву - отличный урок для каждого бойца с "великим злом". Ягода и Ежов одобряют этот тред. 

Даже сама внешность Инкубатора в некотором смысле символизирует ещё одну черту прогресса - концепцию мягкой силы. Он нисколько не брутален, его формы минималистичны и гладки. Но примерно то же самое можно сказать о бомбардировщике ту-160. Чтобы быть способным нести сильнейшее в мире оружие, не обязательно выглядеть брутально. И даже если он вселенский злодей - ему нет смысла напяливать каску Дарта Вейдера, она не имеет функционального назначения. Его внешность - точно такова, чтобы выполнять свои задачи. В число которых, в известном смысле, входит и пардирование няшных зверей фамильяров в махо-сёдзё, и вообще создание фагготрии 

Да, разумеется, в данном анимэ есть свои заметные недостатки. Непроработанность космологической части можно списать на задумку: ведь жанр махо-сёдзё изобилует всякими эзотерическими элементами, и можно допустить, что наивность энтропийного сеттинга сделана не по незнанию, а именно с целью усилить гротеск. Довольно мутна тема с сеттлеретикой. QB утверждает, что достал из головы девочки нематериальную душу и вложил её в материальную оболочку. Но если он так легко обращается с сознанием как с куском мяса, то почему оно нематериально? А если материально, то что конкретно он переместил? Эту натяжку можно списать на то, что QB не мог объясить девочкам всё корректно и предпочёл упростить. Наконец, чисто художественный недостаток, который многие признают - довольно бедные характеры человеческих персонажей, и даже главной героини. Они глуповато-моралистичны или наоборот эпатажно-аморальны, они проявляют туповатость при выслушивании объяснений QB не особо эволюционируют в течение повествования (что по-хорошему должно присутствовать в серьёзной литературе). Никто из них не пытается попросить у QB бессмертия, более того - никто не пытается толком обсудить с ним заранее, какие желания вообще допустимы ("все" - плохой ответ, хотя в конце оказывается, что и в нём есть доля правды). Самым глубоким персонажем, по-видимому, является Хомура, но и её глубина во многом навеяна показательной холодностью. Возможно, всё это - тоже дань эстетике розового моэ 

Тем не менее, в целом, Mahou Shoujou Madoka Magica - отличное опровержение мифа о деградации массовой культуры. Если вся массовая культура будет такой, то судьбам культуры ничего не грозит. Этот мультфильм не делает элитарного огораживания. Он, напротив, даёт массам то, чего они хотят. Он породил массовый культ, производство игрушек, косплэй-мероприятия, демотиваторы, фанарты. Но под этим всем авторы не забыли дать зрителям и серьёзные мысли, какие-то из которых (например про относительность чёрного и белого) могут быть поняты аудиторией сразу, а какие-то будут ещё постепенно вызревать и формировать мировоззрение. Не исключаю, что многих детей сей шедевр действительно сподвиг начать изучать термодинамику, раскрыл глаза на непростые этические вопросы. Автор не опустился до уровня масс, но попятался поднять их до своего уровня. За это ему честь и хвала. 

Кстати, одним из творческих посылов моей "Русалочки" (http://argonov.ru/mermai.html) является образ героя-прогрессора нового типа. В условиях тотального посмодернизма, утраты кумиров и ориентиров, я как бы пытаюсь сказать: нет, герой в искусстве возможен и сейчас. Но это необычный герой. И моя Русалочка действительно чем-то похожа на Кьюбея, хотя и заметно более человечна, чувственна. Да начальный уровень осведомлённости о "международном положении" отличается. Но в главном они схожи - их этика сильно отличается от принятой у людей, а сила и воля к реализации своих замыслов - фантастичны    

Tags: искусство:прочее, наука:гедонизм
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments