Мне страшно подумать, во что бы превратилась наука, если бы в ней за цитирование чужих работ требовалось делать отчисления авторам. Почти любое научное исследование в той или иной мере "стоит на плечах гигантов", дополняет уже существующее знание и ведёт с ним диалог. Также было раньше и в искусстве. Это было естественным его состоянием. Диалог с другими авторами - интертекстуальность - считался нормой, если не сказать, что обязанностью мыслящего автора. И лишь в XX веке с искусством произошло абсурдное: в своём самолюбовании и погоне за деньгами, автор сам у себя попытался отнять право честно "стоять на плечах гигантов". Он обязал себя всеми силами показывать, что никаких гигантов нет, что он один
1. Два фактора формирования культурного чучхэ
Борьба с правом автора цитировать других авторов в новейшей истории развернулась на двух фронтах - правовом и психологическом. На правовом фронте вошло в практику расширительное толкование интеллектуальной собственности, поставившее интертекстуальность почти на один уровень с плагиатом. На психологическом фронте, у авторов и потребителей сформировался фетиш самодостаточности, уникальности и самобытности автора в ущерб всему остальному. Эти два фактора создали автору, своего рода, культурное чучхэ - идею, что в творчестве допустима лишь опора на свои силы, и что автор - хозяин всего
Ярким примером здесь может служить бурление говн по поводу кавера певицы Натали на "Звезду по имени Солнце" группы Кино. Здесь слились сразу несколько бредовых комплексов эпохи родовых мук новой России: и вера в сакральную значимость противостояния между "роком" и "попсой", и причисление к "попсе" почти всей электронной музыки, и производство лично Виктора Цоя в ряды священных коров, и наивное подражание западу в вопросах интеллектуальной собственности (на уровне лозунгов и идей, а не повседневной практики). Лишь редкие люди среди слушателей в тот период осмеливались обратить внимание на то, что кавер Натали на самом деле - более чем достоин. Здесь был и великолепный вокал, и качественная аранжировка Вадима Володина из студии Питон (одной из первых студий, делавших в России хорошие техно-аранжировки ), и само мужество людей, рискнувших ради искусства пренебречь сиюминутными настроениями масс. Допускаю, что отчасти под влиянием этой дурацкой кампании со стороны цоеманов и вдовы Цоя, Натали снизила средний градус серьёзности (помимо "Звезды по имени солнце", у неё был кавер на "Птицы белые мои" Никольского, да и в целом творчество середины 1990-х было "с претензией") и обратилась к в основном коммерческому хитмейкерству в духе "Ветра с моря" (тоже, кстати, являющегося кавером, но на неизвестного автора)
В этих новых условиях, пожалуй, лишь литератору общественное мнение не поставило в обязанность разработку нового дизайна шрифтов для своей книги, а тем более - нового языка. Оригинальность от него по старинке требуется, главным образом, в одном смысловом пласте - в самой расказанной истории. Если книга при этом написана тем же слогом, что и у кого-то из других известных авторов, но этот слог воспроизведён хорошо - вряд ли кто-то особо обидится.
2. Как культурное чучхэ работает против производительности и качества творческой работы: пример с аранжировкой в музыке
Итак, во второй половине XX века и государство, и общество взвалили на автора абсурдное требование: делать всё самому и игнорировать существующий опыт. В чистом виде это требование невыполнимо, но даже имитация следования ему оказалась способной чрезвычайно вредить творческому процессу, тормозить производство и снижать качество произведений. Особенно удачно это можно проиллюстрировать на примере музыкальной аранжировки .
Как правило, музыкант приходит в искусство с ориентацией на определённый стиль. Кто-то становится музыкантом, "чтобы играть рок", кто-то - чтобы "делать танцевальную электронику" и т. д. Он начинает изучать характерные приёмы любимого им стиля и пытается их воспроизводить - самостоятельно или в составе целой группы, на традиционном инструменте или на компьютере. У него появляются первые записи и он показывает их товарищам, часто таким же начинающим музыкантам. Как правило, в таких случаях от них следуют два замечания:
- звук не дотягивает до образцов, на которые ориентировался автор
- аранжировка шаблонна, неоригинальна, надо не подражать другим стилям, а изобретать свой
Боязнь быть шаблонным, попсовым, потребителем готовых решений и т. д. очень многих начинающих музыкантов увела по кривой и тупиковой дорожке самостоятельного экспериментирования с теми смысловыми пластами, в которых им нечего сказать . Вместо того, чтобы изучать существующие (и искренне любимые ими) стандарты, либо использовать готовый труд других людей, оформленный в виде пресетов, музыканты то и дело разрабатывают что-то новое по принципу "лишь бы не как у всех ". Чуда обычно не получается, и новый хороший стиль изобрести не удаётся. Как правило, получается лажа, которую на ура оценивают другие шаблонофобы, но которая объективно слабее по своим возможностям воздействовать на слушаталей, хуже раскрывает творческие идеи, содержащиеся в других смысловых пластах произведения, хуже с точки зрения банальной звукорежиссуры. Не всякий музыкант, идущий по этому пути, задумывается, что стандартные стили, известные нам сегодня - рок-н-ролл, диско, метал, транс и т. д. - результат многолетнего оттачивания звука множеством музыкантов, результат работы экспериментаторов с большой буквы, которые может быть жизнь посвятили поиску хорошего нового сочетания инструментов, и уж точно любили свой поиск, а не относились к нему как к необходимой повинности
Типичная судьба начинающего музыканта, купившегося на идеи культурного чучхэ - снобизм против окружающих его "попсарей" и "шаблонистов", сбивание в тусовки таких же "авангардистов ", недоумение по поводу непонимания со стороны обычных слушаталей, гордое участие в паре-тройке местечковых фестивалей перед тусовкой, а затем утрата интереса к дальнейшему продолжению деятельности. Человек-то сам по себе мог быть и талантлив - но нагрузил себя неподъёмными задачами . И не нашёл себе зрелости промолчать там, где ему нечего сказать
3. Новые технологии и перспективы отрезвления от культурного чучхэ
Практика показала, что новые технологии способны излечивать людей от идей культурного чучхэ. Войны "рока" и "попсы" 1990-х утихли, поколение луддитов от музыки смелилось поколением музыкантов, которые ничего кроме компьютера в руках не держали. Подзабылись стереотипы секвенсорной музыки как чего-то неполноценного. Оказалось, что творческие мотивации хотя и могут отступать на второй план перед желанием самоутверждения, но лишь в известной мере. Когда ты хороший инструменталист, тебе легко самоутверждаться перед красноглазиком-программистом непонятного музыкального компьютера, читающего безумные таблицы миди-контроллеров и судорожно пытающегося получить более-менее приличный звук. Тебе искренне не хочется быть на его месте, его путь тебе непонятен. Но когда под рукой оказывается средство, готовое реализовать твой творческий замысел бесплатно, качественно и в несколько щелчков мыши - устоять перед ним гораздо труднее .
Всё это относится не только к аранжировке, а к любому смысловому пласту, в котором у человека нет своих идей, но есть желание, чтобы такой смысловой пласт в произведении был. Если человек хочет написать песню, но не умеет писать текст - он должен иметь моральное право использовать уже существующие стихи, а не писать что-то новое по принципу "лишь бы было". Если человек хочет написать симфонию, не не умеет писать хороших мелодий (с выпускниками консерваторий бывает и такое ) - он должен иметь моральное право взять любимые существующие мелодии и развить их до уровня своей задумки. Указав автора, но не спрашивая у него разрешения. Общий принцип - самостоятельно работать лишь над теми смысловыми пластами, где есть что
сказать
Сходные процессы сегодня происходят в анимации. В мире наработаны большие бибилиотеки 3D объектов и даже внешностей персонажей. В недалёком будущем, по-видимому, чтобы снять мульфильм, будет не обязательно быть художником. Достаточно будет лишь выбрать из библиотеки объекты сцены, внешности персонажей, чуть-чуть подредактировать их количественные параметры (да и то вопрос, нужно ли редактировать хорошую внешность - ведь в кино одни и те же актёры снимаются в разных фильмах, и это не считается шаблонизмом) и в самых общих чертах запрограммировать движение. Компьютер сам сымитирует естественное движение каждого объекта, мимику, жесты стандартных ситуаций. И лишь то, чего нет в бибилиотеке, но требуется согласно замыслу, будет рисоваться или программироваться авторами.
Сравнимые по серьёзности сдвиги в культуре происходят сегодня благодаря прогрессу не только средств производства, но и коммуникаций. Благодаря интернету, в широкую практику вошёл такой интертекстуальный жанр искусства как видеомонтаж из готовых материалов. На видеосервисе youtube содержится уйма видео, целиком собранных из заимствованных материалов - музыки и фильмов. Часто фанатские видеонарезки на песни оказываются сильнее и серьёзнее, чем дорогие официальные клипы. Все они формально нарушают авторские права авторов исходников, но администрации видеосервисов вынужденны смотреть на это сквозь пальцы - иначе они потеряют кучу подписчиков. Авторами различной степени профессионализма в массовом порядке производятся фанарты, фан-ремиксы, фанфики по материалам кино и компьютерных игр. Широко распространились сервисы stock-материалов , то есть творческих продуктов (музыки, фото, веб-дизайна и т д ), которые каждый человек волен использовать в качестве элемента собственного произведения, не делая отчислений и не спрашивая разрешения.
В перспективе, технологии способны обеспечить в искусстве принципы, аналогичные принципам открытого кода в программировании. Подлинное разделение труда, когда никто не изобретает велосипед, но использует то, что сделано мастерами до него. Высказывается лишь там, где ему есть что сказать, и не засоряет культуру высказываниями по прочим вопросам Есть надежда, что и законодательные препоны к этому постепенно будут устранены. Я уверен, что искусству пойдёт лишь на пользу ситуация, когда каждый сможет без спросу использовать в кино любую музыку, писать новый текст на существующую мелодию, новую мелодию на существующий текст, делать каверы, видеонарезки, вставлять любые элементы чужих произведений в свои, указывая автора, но не делая отчислений, использовать вокальные синтезаторы, качественно воспроизводящие голоса знаменитых певцов, гитарные синтазаторы имитирующие стили игры выдающихся гитаристов, и многое, многое другое. Пора прекратить неуместное и оскорбительное использование слова "плагиат" там, где нет целей воровства и обмана, а есть лишь диалог художественных произведений, который часто гораздо полезнее для культуры, чем отдельное произведение, которое тужится показать, что вокруг него вакуум и нет ничего, к чему стоило бы делать отсылки
Journal information